Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Свердловской области«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»

Опрос
С какого возраста, по вашему мнению, следует разрешать ребенку проводить время у компьютера?

Информационная карта ППМС сопровождения

Погода

Об итогах о региональной научно-практической конференции «Безопасное детство»

Главная / Новости / Об итогах о региональной научно-практической конференции «Безопасное детство»

24 апреля 2018 года в ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 26) состоялась региональная научно-практическая конференция «Безопасное детство». 

В конференции приняли участие 223 человека из них:

- 37 человек из Восточного УО;

- 41 человек из Южного УО;

- 36 человек из Горнозаводского УО;

- 39 человек из Западного УО;

- 18  человек из Северного УО;

- 52 человека из Центрального УО.

Конференцию открыла заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области Ирина Андреевна Серкова. 

– Учитывая запросы практических работников образования Свердловской области, мы совместно с УрГПУ подготовили конференцию на это актуальную тему.   В последнее время участившиеся случаи проявления агрессии подростков в отношении своего ближнего окружения вызывают серьезную озабоченность. Педагоги и психологи не всегда справляются с ситуацией и зачастую не имеют возможности на нее повлиять. Поскольку система образования обладает соответствующим ресурсом в вопросах обеспечения безопасности, Министерство образования Свердловской области видит одну из важнейших своих задач в выявлении и анализе основных рисков и угроз и выработке мер их педагогической профилактики. 

Ирина Андреевна подчеркнула, что максимум усилий должен быть направлен на профилактическую работу, на формирование культуры личной безопасности на всех уровнях – безопасности физической, психологической, информационной. 

Ректор УрГПУ Алевтина Александровна Симонова в своем выступлении отметила: 

– Для нас очень важно, что конференция проходит на базе УрГПУ. Основной задачей педагогического университета я считаю проведение научных исследований, разработку методических рекомендаций, практических рекомендаций, регламентов, которые помогли бы нам решить ту или иную педагогическую проблему. УрГПУ имеет богатый опыт разработок в области безопасного детства. У нас есть направление подготовки «Безопасность жизнедеятельности», и мы готовы к решению самых разных задач в этой сфере. Когда мы говорим о безопасности, у нас возникает образ охранных систем, законов и других ограждающих мер. Но как педагог я хочу сказать, что в первую очередь мы должны работать с педагогами, родителями и самими детьми. Если в школе и дома создана комфортная обстановка, то ребенку легче адаптироваться в условиях нашей непростой жизни. Мы должны воспитать у ребенка чувство безопасности и уверенность в том, что в нестандартной ситуации он не растеряется. А для этого его нужно вооружить знаниями, умениями и научить действовать в таких ситуациях правильно. Нам необходимо для этого не останавливаться только на понимании всего этого в теории, а проводить как можно больше практических занятий. 

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Игорь Рудольфович Мороков особенно подробно остановился на демографической проблеме России и подчеркнул огромную важность сбережения главного потенциала страны – детей. Игорь Рудольфович отметил, что школа сегодня стала главной территорией, где дети и взрослые встречаются друг с другом на расстоянии вытянутой руки, и поэтому агрессия, изливающаяся на ближайшее окружение в других сферах жизни, ярко проявляет себя в том числе и в школах. Аппарат Уполномоченного в первую очередь сталкивается с проблемами, связанными с детской безопасностью на социальном уровне, но проблемы, которые происходят в сфере образования, по частотности и важности уже догоняют социальные.

Анатолий Валентинович Соложнин, начальник отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования министерства общего и профессионального образования Свердловской области, отметил в своем докладе общую озабоченность в нашем обществе проблемой безопасности. Слово «безопасность» звучит постоянно, но становится ли в результате наша жизнь безопаснее? Нет. Жизни детей угрожают, к примеру, ДТП, в которых почти всегда виноват человеческий фактор. Угрожают нападения агрессивных подростков (Анатолий Валентинович привел психологический портрет подростка, нападающего на сверстников, родителей и учителей: тихий непопулярный педагогически запущенный троечник). Угрожает поток негатива из СМИ, превращающий насилие в привычный фон повседневной жизни. Но даже если повсюду поставить охрану, это не поможет, потому что детская и подростковая агрессия – болезнь цивилизации. Детский мозг не справляется с информационной перегрузкой. Поэтому очень важно обратить внимание на информационную гигиену пространства вокруг ребенка и заняться выявлением детей, склонных к агрессивному поведению, на ПМПК, так же, как сегодня на таких комиссиях выявляют детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя диагностика и ранняя помощь в обоих случаях – один из немногих путей реально помочь ребенку скорректировать те проблемы, которые, если их оставить без внимания, перерастут в девиантное поведение в подростковом возрасте. 

Николай Павлович Сафронов, исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Свердловской области, дал информацию о законодательной базе, существующей в этой области, и напомнил, что для родителей подростков, совершающих правонарушения, тоже существует административная ответственность, так что позиция попустительства и невмешательства, которую иногда занимают семьи девиантных подростков, не только аморальна, но и наказуема. 

Наталия Николаевна Васягина, заведующая кафедрой психологии образования УрГПУ, выступила с большим и очень содержательным докладом «Социальные риски и психологические угрозы безопасности детства». 

– Потребность в безопасности является базовой, – напомнила Наталия Николаевна, – если она не удовлетворена, то усилия по созданию психологической надстройки бесполезны

Безопасности ребенка угрожают различные риски, связанные с социальной средой, с образовательной средой (проблемами обучения, воспитания детей) и с изменениями, которые претерпевают сами дети. Говоря о рисках, связанных с образовательной средой, Наталия Васягина отметила, что для нее самой в свое время оказалась неожиданной информация, что с насилием и жестокостью ребенок сталкивается в школе гораздо сильнее и чаще, чем в семье. Но если проанализировать это, причины становятся понятны. Контакты ребенка со сверстниками и «посторонними» взрослыми в нынешнем мире ограничены, дети мало куда ходят одни, не проводят время во дворах и т.д. Встречаются друг с другом они в основном в школе, и именно там возникает среда для самоутверждения, а значит, и конфликтов (о чем говорил в своем выступлении и Игорь Рудольфович Мороков). 

Говоря об информационной безопасности детей, нельзя не упомянуть интернет-зависимость и порождаемые ею изменения в детском и подростковом сознании: повреждение коммуникативных способностей, стирание граней между реальной и виртуальной реальностью, утрата чувство необратимости жизни. Агрессия переносится и в интернет-пространство, и сегодня нет таких людей, кто не слышал бы о кибербуллинге (травле в социальных сетях). Если жертвой детской травли в реальном коллективе и потенциальным агрессором чаще всего может стать «тихий троечник», о котором говорил Анатолий Валентинович Соложнин, то жертвой кибербуллинга может стать абсолютно любой ребенок. 

«Психологический блок» пленарных докладов завершил доклад профессора кафедры психологии образования Евгении Анатольевны Казаевой «Психологическая безопасность образовательной среды». 

Далее начался «медицинский блок» – перед аудиторией выступили заведующая Свердловским областным центром психического здоровья детей Свердловской областной психиатрической больницы Людмила Борисовна Ильяшева. Она привела поразительную информацию: из общего количества звонков, принятых в 2017 году сотрудниками областного Телефона доверия, почти половина приходилась на детско-родительские отношения. Все остальное – конфликты со сверстниками, несчастная любовь, недовольство своей внешностью и т.д. – реже становится предметом беседы с психологом. Напрашивается вывод, что любовь, понимание и принятие ребенка со стороны родителей – та основа, на которой базируется психическое и психологическое здоровье ребенка, одно из главных условий его безопасности. 

Кроме психологов и медиков, на конференции выступали Александр Александрович Ермаков, заместитель руководителя Роскомнадзора по УрФО, и Дмитрий Александрович Таскаев, начальник управления мониторинга интернет-ресурсов филиала ФГУП «Главный радиочастотный центр» в УрФО. Их доклад был посвящен путям преодоления негативных факторов «цифровой революции». 

После пленарного заседания состоялись три секции: «Детство в эпоху цифровых технологий» (модератор профессор Наталия Николаевна Васягина), «Психолого-педагогические проблемы формирования личности безопасного типа» (модератор профессор Евгения Анатольевна Казаева) и «Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся как фактор безопасности социальной среды» (модераторы Ирина Васильевна Пестова, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»). 

По масштабности охваченных проблем, по наглядно представленным возможностям межведомственного взаимодействия конференция стала заметным явлением в ряду такого рода мероприятий. В интересах педагогической общественности Екатеринбурга и Свердловской области такие научно-практические форумы пройдут на базе УрГПУ еще не один раз. 

 

 

Информационно - методические материалы с конференции