28 мая 2025 года в 15:30 состоялся вебинар «Ценностно-ориентированный подход в профилактике рискованного поведения несовершеннолетних», организованный Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». Мероприятие вызвало высокий интерес у целевой аудитории – 89 педагогов-психологов и классных руководителей были зарегистрированы на мероприятие.
Вебинар провела Шауберт Светлана Евгеньевна, заведующий реабилитационным отделом, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».
На вебинаре рассмотрены:
- Актуальность ценностного подхода:Подчеркнута системообразующая роль ценностей как жизненного ориентира, механизма нравственного контроля и фактора снижения рискованного поведения подростков.
- Представлены ключевые результаты Мониторинга ценностных ориентаций молодежи (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023 г.), выявившие:
- Разрыв в оценке доверительных отношений между родителями (96% уверены в обсуждении проблем) и детьми (подтверждают только 70%).
- Риски девальвации семейных ценностей, брака и родительства, ориентацию на личное благополучие.
- Трансформацию дружбы (доминирование онлайн-общения), низкую готовность ставить коллективные и государственные интересы выше личных.
- Низкий уровень навыков ЗОЖ и укоренение вредных привычек (поздний отход ко сну, избыточное время с гаджетами, употребление газировки) как у молодежи, так и у взрослых.
- Диспропорции в профессиональном самоопределении (интерес к IT, науке, финансам при низком интересе к промышленности) и низкую трудовую активность.
- Низкую вовлеченность в активный и культурный досуг, риски игровой зависимости, потребление запрещенного контента и недостаток навыков его анализа.
- Проекцию ценностей взрослых (родителей и педагогов) на детей.
- Раскрыто понятие ценностно-ориентированного подхода (ЦОП) как системы методов, направленных на формирование устойчивых внутренних ориентиров (нравственных, социальных, культурных) через принципы: учет индивидуальности, акцент на диалог, интеграцию в повседневность.
Участники активно знакомились и отрабатывали техники:
- Упражнение «Мои педагогические ценности»:Осознание и поиск способов интеграции ключевых ценностей (уважение, ответственность, эмпатия, здоровье, семья и др.) в уроки.
- Ролевая игра «Ценностный диалог»:Отработка навыка аргументации с опорой на ценности в сложных ситуациях (на примере гипотетического желания ученика бросить школу).
- Разработка «Ценностных правил класса»:Создание конкретных правил поведения, основанных на выбранной ценности (напр., для «уважения»: «Слушаем друг друга, не перебивая»).
- Креативные методики:Представлены инновационные упражнения для осознания ценностей («Чемоданчик сокровищ», «Суд над Равнодушием», «Письмо из будущего», «Карта моей Вселенной») и их интеграции через нестандартные формы («Ценностный квест», «Арт-инсталляция: Ценности в 3D», «Танцевальный флешмоб-ценностей», «Кулинарный батл: Рецепт доброты»).
Кроме того, сделан акцент на междисциплинарной интеграции: Показаны конкретные примеры включения ценностей в учебные предметы (Начальные классы, Биология/ЗОЖ, История, География, Математика, Иностранный язык, Физика/Химия, Физкультура) с практическими заданиями и вопросами для рефлексии.
Вебинар предоставил участникам не только глубокий анализ современных ценностных ориентиров подростков и их связи с рискованным поведением, но и обширный практический инструментарий для работы. Специалисты получили готовые алгоритмы, креативные упражнения и методики для диагностики, формирования и интеграции ценностей в образовательный процесс и повседневное взаимодействие с несовершеннолетними, что является ключевым фактором профилактики рискованного поведения.
Участники высоко оценили актуальность темы, практическую направленность вебинара и представленные материалы, отметив их значимость для ежедневной профессиональной деятельности.
_________________________________________________________________________________________
Шауберт Светлана Евгеньевна, заведующий реабилитационным отделом, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».