29 мая 2025 года на базе филиала Центра «Ладо» прошла онлайн супервизия для педагогов-психологов Северного управленческого округа. Зарегистрировалось 84 специалиста, основное присутствие на супервизии обеспечили педагоги-психологи, также были руководитель ЦППМСП, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, руководители дополнительного образования, заместители директоров школ, методисты. Ведущими супервизии выступили Т.Н. Шистерова, педагог-психолог отдела экстренной психологической помощи ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» и Вороширина А.В., руководитель отдела экстренной психологической помощи ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».
В рамках мероприятия было разобрано два кейса с которыми у педагогов-психологов возникли трудности в работе. По первому кейсу был запрос: «Как выстроить работу с ребенком у которого суицидальные мысли? И как снизить собственную тревожность в работе с данным случаем?». В ходе разбора данного случая коллеги активно были включены в работу, заинтересовано задавали вопросы. После чего были даны рекомендации от педагогов-психологов и ведущих супервизии по работе с кейсом. Например, одни из рекомендаций касались по мотивации родителей на посещение ребенком психиатра, рекомендация родителям просмотр фильма «Сын» (в главной роли актер Хью Джекман). Использование специалисту «жилета/халата» как визуальный и тактильный маркер, который помогают психологу обозначать вхождение в работу с ребенком с суицидальным риском и выхода из нее. Эта техника помогает поддерживать психоэмоциональное здоровье специалиста и избежать истощения. Посещение психологом супервизий, заручаться поддержкой профессионального сообщества в кейсах, где есть трудности.
Коллеги выразили восхищение уровнем профессионализма и компетенций заявителю случая. Автор кейса поблагодарила за работу на данном мероприятии, говоря, что она изначально боялась в публичном пространстве заявлять случай, но получила поддержку от профессионального сообщества и ее тревожность снизилась до 2 баллов из 10.
По второму кейсу был запрос: «Как замотивировать ребенка ОВЗ, живущего в интернате на обучение?». После серии вопросов от специалистов, автор случая изменила запрос: «Как мне установить контакт с ребенком?». Педагоги-психологи дали массу рекомендаций и обратную связь по включенности, искренности и неравнодушию специалиста к ребенку. Одни из рекомендаций касались доверительного контакта с ребенком и как с помощью него можно выйти на партнерскую позицию с ребенком, безоценочное принятие. Затем выстроить систему положительных подкреплений за желаемое поведение ребенка, показывая ребенку причинно-следственные связи и таким образом подвести к мотивации на обучение. Снизить специалисту уровень ожиданий от ребенка, соответственно его психологическому возрасту, а не физиологическому.
Автор второго кейса выразила благодарность по проделанной работе, сказав, что на старте очень волновалась, боясь критики, но в итоге ощутила значительный эмоциональный подъём и уверенность в своих силах, что символически выразила словами: «Спасибо – это малое, что я могу сказать. У меня выросли крылья, я лечу и теперь знаю в каком направлении».
Супервизия показала высокую вовлеченность участников и важность профессиональной поддержки при работе с эмоционально нагруженными ситуациями.
___________________________________________________________________________________
Шистерова Т.Н., педагог-психолог отдела ЭПП ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»