22 мая 2025 года для специалистов образовательных организаций Горнозаводского управленческого округа проведен методический семинар по вопросам повышения компетенций педагогов-психологов, педагогов в решении вопросов профилактики травли (буллинга) в образовательной среде.
На методическом семинаре обсуждались вопросы выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, и профилактики их потребления (спикер Шинкун Е.В.), а также угрозы личности ребенка, которые могут привести к школьной травле (спикер Тетерина О.Ф.).
На мероприятие зарегистрировалось 53 специалиста образовательных организаций округа.
В ходе рассмотрения вопроса профилактики ПАВ отмечена важность раннего вмешательства и своевременного оказания помощи по трем основным направлениям работы: выявление детей группы риска, их социальная и психологическая поддержка, а также психолого-педагогическое сопровождение, что работа должна быть направлена не только на группу риска, но и на тех, кто латентно вовлекается в употребление психоактивных веществ в рамках индивидуальной и групповой профилактической работы.
Особое внимание обращено на межведомственный стандарт профилактической деятельности, который был принят в декабре 2024 года, в котором чётко определены возрастные границы групп, с которыми можно работать, а также запрещены некоторые атрибуты, связанные с психоактивными веществами.
В ходе работы семинара отдельно обсудили алгоритм действий педагога при возникновении подозрения на употребление психоактивных веществ обучающимся.
При рассмотрении вопроса угрозы личности ребенка, которые могут привести к школьной травле, Тетерина О.Ф. отметила, что дети с особенностями, такими как слабая физическая форма, избыточный вес, особенности поведения, могут стать жертвами травли. Особое внимание уделили детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые часто испытывают трудности в адаптации, обучении и общении.
Также обсуждались семейные предпосылки школьной травли, что поведение родителей может влиять на вовлеченность детей в травлю. Дети, которые сталкиваются с отчуждением и недостатком эмоциональной поддержки дома, с большей вероятностью станут жертвами или агрессорами в школе.
Кроме того, рассмотрена роль педагога в предотвращении травли как авторитетной фигурой, которая следит за взаимоотношениями в классе, организует совместную деятельность и учит детей сотрудничать.
Подводя итог, отмечена важность создания гармоничного стиля родительского воспитания, где ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в себе, а также принимать меры со стороны педагогов по «навешивания» ярлыков на детей, помня, что каждый ребенок имеет право на ошибку.
Участники семинара поблагодарили за актуализацию и практическое применение полученной информации в сфере организации работы по профилактике потребления ПАВ и травли в образовательной среде.
_________________________________________________________________________________________
Заведующий отделом профилактики рискованного повеления несовершеннолетних и организации СПТ Е.В. Шинкун