4 июня 2024 года состоялась групповая супервизия по вопросам психологической безопасности образовательной среды с педагогами-психологами образовательных организаций Свердловской области. Экспертом на встрече выступила Ольга Николаевна Селькова.
На данную встречу зарегистрировалось более 100 человек, в числе которых были заявители случаев, касающихся включенности родителей в образовательный процесс, индивидуальной и профессиональной готовности специалистов к работе в условиях кризисной ситуации, где актуальным вопросом является психологическая и цифровая безопасность обучающихся. Также, представленные на обсуждение вопросы затрагивали проблему профилактики и реагирования в ситуациях, связанных с действиями суицидального характера несовершеннолетних.
В рамках встречи были рассмотрены случаи из практики педагогов-психологов области. Первый случай затрагивал тему жестокого обращения с ребенком и низкой замотивированности родителя в содействии по оказанию психологической помощи. Рекомендации, данные по этому случаю включали в себя просвещение родителя о возможных рисках и последствиях бездействия. Для участников встречи была актуализирована информация о важности межведомственного взаимодействия, как факторе, усиливающем понимание личной ответственности, когда встает вопрос о физической и психологической неприкосновенности ребенка. В качестве конкретного инструмента было предложено «правило нижнего белья», как способ безопасного и мягкого донесения до ребенка принципа принадлежности его собственного тела. (https://rm.coe.int/16806a80fc-ссылка для подробного ознакомления с инструментом). В случае, когда специалист образовательной организации испытывает низкую готовность к работе в кризисной ситуации ввиду ее сложности или беспокойства по поводу профессиональных компетенций, рекомендуется приобщать субъекты образования, как дополнительный ресурс. Например, приобщение классного руководителя или административного состава с целью организации культурно-развлекательного мероприятия с элементами образования, как профилактическую меру для родителей и обучающихся. В качестве площадки для получения личной супервизии было предложено использовать ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо».
Другой случай затрагивал вопрос профилактики суицидального поведения обучающегося. Как рекомендация для данного случая, специалистами были предложены арт-терапия в разном ее проявлении, метод символдрамы как это эффективная психотерапевтическая методика в работе с кризисным состоянием человека, направленная на проработку глубоких переживаний и др. Участники мероприятия активно делились своим профессиональным опытом, проверенными и действенными методиками оказания психологической помощи.
По итогам обсуждения представленного случая специалисты отметили, что получили возможность реализовать на практике новые варианты и возможности деятельности, почувствовали уверенность в своих силах для дальнейшей работы с заявленной проблемой. Можно отметить большую активность и включенность специалистов в работу группы, участники оставили положительные отзывы о проведенной встрече, и неоднократно отмечали пользу и необходимость проведение групповых супервизий.
_______________________________________________________________________________
Лакисова М.В.,
педагог-психолог отдела экстренной
психологической службы ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»