Завершающая в 2021 году супервизия по случаям школьных служб примирения состоялась 3 декабря. Количество зарегистрированных участников – 76 человек. Ведущими экспертами на встрече выступили: Каримова Валентина Геннадьевна – ассистент кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ., Гвоздева Екатерина Ивановна - заместитель директора МАОУ гимназия 99, победитель конкурса «Искусство диалога» в 2020 году.
На супервизии был рассмотрен один случай из практики специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Ребёнок (2 года) проживает с матерью. Судом определено общение отца с ребёнком: с 4 часов пятницы, забирает ребёнка из детского сада, до воскресенья. Отец практически ежедневно приходит в детский сад для общения с ребёнком. Форма общения с сотрудниками ДОУ конфликтная.
Суть претензии родителя: воспитатель препятствует его общению с сыном и возможности узнавать информацию о нем. Подал жалобу на воспитателя, на основании которой проведена проверка. Нарушений в работе не выявлено.
Суть претензии детского сада: ребёнок (и остальные дети) отвлекаются от образовательного процесса и расстраиваются, что их родители в течение дня не приходят. В журнале передачи ребенка от воспитателя к родителю расписываться отказывается, и воспитатель обязан контролировать детей в группе и в раздевалке. Родители выражают недовольство тем, что воспитатель не может спокойно заниматься остальными детьми.
Во время прояснения ситуации стало понятно, что с родителем было проведено несколько бесед с участием воспитателя, администрации и специалистов ТКДНиЗП, однако результат беседы не возымели.
После проведения анализа ситуация была разделена супервизорами на два конфликтных взаимодействия. Конфликт между супругами и конфликт между отцом ребенка и воспитателем.
Специалист, представляющий случай на супервизию, озвучил предложение о проведении индивидуальных встреч отдельно с каждым участником. Супервизоры сочли данное предложение продуктивным, так как встреча позволит уточнить факты, подвести к осмысленности собственных действий и к ответственности за разрешение ситуации.
Супервизоры вновь акцентировали внимание на выполнение принципов и алгоритма процедуры примирительной встречи: выяснить факты (Как Вы видите произошедшее?); проговорить с участником последствия действий (о том, как действия папы может повлиять на ребенка?); сфокусироваться на потребностях и обсуждении способов по разрешению ситуации (Что Вас волнует в этой ситуации? Какие выходы из данной конфликтной ситуации Вы видите? Какие шаги Вы готовы предпринять для разрешения ситуации?).
Предложено общаться с отцом из позиции компетентного родителя: то есть действовать согласно его представлениям о развитии его ребенка. В связи с этим был разработан список вопросов для индивидуальной встречи с отцом.
В завершении встречи супервизорам была выражена благодарность от участников встречи и отмечена продуктивность групповой супервизии. Данная встреча помогла рассмотреть затруднительный случай, выделить элементы конфликта. Надеемся, что рекомендации, выдвинутые на супервизии, помогут в профилактике подобных ситуаций.
Ведущими встречи было анонсировано мероприятие на ближайшее время: 16 декабря ФГБОУ ВО УрГПУ, ФерГУ, ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» запланирована Международная научно-практическая конференция «Человеческий капитал как фактор социальной безопасности». Конференция состоит из трех тематических направлений, одним из которых является «Конфликтологическая компетентность, как условие социальной безопасности». В рамках данного направления представлены темы, связанные со службами примирения (медиации) и применением восстановительных программ в образовательных организациях: «Подготовка волонтеров-медиаторов служб примирения и медиации», «Организация деятельности служб примирения и медиации в образовательных организациях», «Эффективность деятельности служб примирения и медиации».
Зарегистрироваться можно по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1C-LBXwB8US3jb_TxdCiZOzjO9GCfb4vM9Q5PUcgmmDA/edit?usp=sharing