Региональный конкурс профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде (далее – Конкурс) проводился в период с 01 апреля по 03 июня 2022 года. Участники Конкурса проходили два этапа: I этап (муниципальный), внутри образовательных организаций и II этап (региональный), на котором профилактические программы проходили экспертизу. Итоги Конкурса подводились на заседании Экспертного совета и программы победители рекомендовались для направления на конкурс федерального уровня.
Конкурс проводился при поддержке и участии Министерства образования и молодежной политики Свердловской области; Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»; Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»; Регионального отделения Федерации психологов образования Свердловской области.
Цель проведения Конкурса – повышения качества профилактических программ, реализуемых в системе образования Свердловской области, распространения инновационного опыта и интеграции этого опыта в психолого-педагогическую практику.
Участники Конкурса заявились в шесть номинаций:
- Диагностические профилактические программы - педагогические практики организации работы по вопросам выявления склонностей к противоправному и суицидальному поведению подростков – направленные на обеспечение безопасности образовательной организации от насилия со стороны несовершеннолетних обучающихся над сверстниками и педагогами.
- Профилактические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).
- Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся – программы профилактической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др.
- Развивающие профилактические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).
- Образовательные (просветительские) профилактические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей) и педагогов, работающих с различными категориями обучающихся.
- Программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации – программы, направленные развитие комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций, психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса, поддержку объединений, обучающихся и ученического самоуправления.
В работе Конкурса приняли участие 79 конкурсантов: Горнозаводской – 24 программы, Южный – 19 программ, Западный – 16 программ, Восточный – 10 программ, Северный – 6 программ, Екатеринбург – 4 программы.
47 индивидуальных программ и авторских коллективов – 32.
Заявленные на Конкурс программы прошли экспертизу внешних экспертов в числе которых работали главный внештатный психолог Свердловской области Васягина Н.Н., председатель регионального отделения ФПО Пестова И.В., доценты и преподаватели кафедры психологии образования УрГПУ, а также представители организаций регионального и муниципального уровней, имеющие значительный опыт в работе по профилактике нарушений поведения обучающихся.
По результатам оценки экспертов победителями регионального этапа конкурса профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде, стали:
В номинации диагностические профилактические программы – программа профилактики суицидального поведения обучающихся, направлена на формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий, отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Авторский коллектив МАОУ Гимназии №5 г. Березовский – Галина Евгеньевна Завойская, Анастасия Александровна Лашина, Ирина Леонидовна Фишер.
В номинации профилактические программы – «Дети – дорога – безопасность», направлена на формирование компетентного участника дорожного движения – обучающегося, осознающего приоритетность соблюдения правил дорожного движения, понимающего необходимость предотвращения на дороге опасностей и угроз, способных нанести непоправимый вред жизни и здоровью человека. Автор Наталья Валентиновна Филатова, МАОУ Лицей № 3 «Альянс» г. Березовский.
В номинации программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся – коррекционно – развивающая программа педагога – психолога «Профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста», направлена на профилактику личностных проблем: повышение самооценки, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков. Автор Алеся Александровна Осипова, МКДОУ Обуховский детский сад № 2 с. Обуховское.
В номинации развивающие профилактические программы – профилактическая программа кружок психологии - «Я личность», направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и стремления к подлинному жизненному успеху – самореализации на благо другим и самому себе. Автор Юрий Васильевич Смолдарев, МАОУ гимназия №176 г. Екатеринбург.
В номинации образовательные (просветительские) профилактические программы – «Учимся общаться», направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми и родителями, приобщение младших подростков через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. Автор Людмила Александровна Викторова, МАОУ ДО «ЦВР» г. Новоуральск.
В номинации программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации – программа социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, направленная на профилактику девиантного поведения обучающихся 5-11 классов. Автор Ольга Владимировна Варлакова, МАОУ «Школа-интернат №53» г. Новоуральск, а также Межведомственная профилактическая программа «Мои ресурсы» для обучающихся 8-х классов (реализуемая коллективом разработчиков на базе МБУ ЕЦПППН «Диалог»). Коллектив разработчиков учреждений МБУ ЕЦПППН «Диалог», ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо», МБУ ЦСППДиМ «Форпост», ОЦППДиП СОКПБ.
Всем победителям будут вручены наградные материалы и благодарственные письма. Конкурсантам участникам, не занявшим призовые места, будут вручены благодарственные письма.
Благодарим состав организационного комитета и членов экспертного совета регионального конкурса профилактических программ в образовательной среде.
Всем спасибо за участие и работу!